Перейти к содержанию
  • Forbes. «Закрывайтесь — нам все равно»: как прошел новый протест партнеров Wildberries.


     Поделиться

    Очередная акция против онлайн-маркетплейса Wildberries состоялась в среду, 20 сентября. Партнеры пришли в офис компании, пожаловались на жесткие и невыгодные тарифы площадки, пообщались с ее представителями и, кажется, ни до чего принципиально нового не договорились. Forbes посетил место событий и разобрался, в чем заключается очередной виток конфликта вокруг Wildberries

     

    2109FB01.thumb.jpg.2d3839114acf7f4c011c6e096c38ed0b.jpg

    Фото EPA / TASS

     

    Около полудня в среду, 20 сентября, в фойе бизнес-центра «Демидов «Красная роза» на улице Тимура Фрунзе в Москве, где расположена штаб-квартира крупнейшего онлайн-макетплейса Wildberries, собрались порядка 60 человек — многие приехали из регионов. Они были одеты в черные майки с надписями «Верните наши тарифы» и «Уберите штрафы». Люди вели себя тихо, не скандалили, выходили перекурить и пили кофе.

     

    Так началась акция протеста против новых изменений в оферте для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries. Некоторое оживление в рядах протестующих вызвало появление директора GR-департамента и руководителя по развитию клиентского сервиса Wildberries Кристины Спиревой в сопровождении сотрудников пресс-службы маркетплейса. Спирева сразу предложила продолжить беседу в офисе компании. После недолгих препирательств всем предложили подняться на шестой этаж и, переписав личные данные, разделили всех на два конференц-зала: в один отправили продавцов, в другой — владельцев ПВЗ. Представителей прессы на переговоры не пустили. 

     

    В общей сложности переговоры продлились пять часов. «Бунт прошел в спокойном переговорном режиме, — поделился с Forbes председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК, появилась на волне протестов против политики Wildberries весной 2023 года, представляет интересы владельцев ПВЗ и поставщиков маркетплейсов) Алексей Кременсков. По его словам, АУРЭК озвучила свою позицию, но по многим вопросам компромисса найти не удалось. «Завтра у нас встреча с депутатами», — сообщил Кременсков.

     

    Еще 19 сентября в Госдуме по инициативе депутата от партии «Справедливая Россия» Дмитрия Гусева прошли посвященные новым тарифам переговоры представителей поставщиков, ПВЗ, АУРЭК и руководства Wildberries. Факт переговоров Forbes подтвердили представители Гусева. «Там над нами просто смеялись», — уверяет один из участников встречи со стороны протестующих. Другой уточняет: «Они [руководство Wildberries] cказали: закрывайтесь — нам все равно. Таблицу показывали — вот за последний месяц 66 ПВЗ закрылось, но открылось 233 новых. Теперь они [Wildberries] будут ориентироваться не на нас, а на них. Мы слишком дорого обходимся. Цифры приводили, что новые тарифы позволяют компании экономить до 60 млн рублей в месяц, или 720 млн рублей в год».

     

    «На текущий момент для партнеров действуют прежние тарифы, поэтому говорить о какой-то потере доходности или прибыльности нельзя. Все, кто присутствовал в офисе сегодня, были услышаны. Мы введем новую систему после того, как получим согласование от партнеров», — сказала по итогам переговоров 20 сентября Спирева.

     

    Для Wildberries это далеко не первая протестная акция. Конфликты с продавцами, владельцами ПВЗ и даже клиентами сотрясают крупнейший маркетплейс России не первый год. Forbes подробно писал о зачастую непримиримых противоречиях между компанией богатейшей женщины России и ее стейкхолдерами. Что стало причиной нового бунта?

     

    Чем недовольны партнеры

     

    Главная причина протеста, как рассказали Forbes собравшиеся, очередные изменения оферты. С середины сентября для владельцев ПВЗ ввели новые дифференцированные тарифы, которые, по их мнению, грозят значительным снижением доходов. Продавцы же недовольны тем, что Wildberries в разы подняла цены за логистику и хранение товаров, сославшись на ослабление курса рубля.

     

    Как рассказали Forbes владельцы ПВЗ, если раньше партнеры маркетплейса открывали ПВЗ исходя из ежемесячной выплаты примерно 5-6% от товарооборота точки, то теперь маркетплейс ввел дифференциацию по регионам и снизил тариф примерно до 2%. Причем чем больше оборот точки, тем тариф меньше. Forbes ознакомился с тарифной сеткой. Как следует из документа, открывая ПВЗ в Алтайском крае, партнер Wildberries при обороте точки 1-5 млн рублей может рассчитывать на вознаграждение 2,01% от оборота, по мере роста оборота до 14 млн рублей вознаграждение сокращается до 1,2%. В Бурятии эта вилка составляет 2,36% и 1,21%, в Крыму — 2,11% и 1,20%. В одном из самых состоятельных регионов — Московской области — по мере роста оборота получится от 3,33% до 1,73% от оборота.

     

    Как пояснил Forbes Кременсков из АУРЭК, такие тарифы ограничивают максимальное месячное вознаграждение партнеров суммой 200 000 рублей. «С этих 200 000 рублей нам нужно будет оплатить как минимум: налоги как индивидуальным предпринимателям, зарплату сотрудникам, аренду помещения. На аренду я трачу порядка 80 000 рублей, плюс зарплаты менеджерам (по 40 000 рублей) и налоги, остаются слезы», — делится владелец нескольких ПВЗ из Забайкальского края. 

     

    «Я открывал ПВЗ несколько лет назад по тарифу 6% от оборота, я хотел вести свой бизнес и получать прибыль, обеспечивать себя и свою семью, у меня сотрудники работают. Теперь можно просто закрываться, мне невыгодно работать по новым тарифам», — говорит владелец сети ПВЗ в одном из центральных округов России. «Заработка нет, мы, собственники, вынуждены сокращать зарплату своих сотрудников, а то и вообще закрывать ПВЗ — закрывать бизнес, лишая работы сотрудников. Чем больше ты работаешь, тем меньше получаешь — вот такая теперь логика работы с Wildberries», — сетует его коллега из Северо-Западного региона. «Из-за новых тарифов, по нашей оценке, пострадает и может закрыться до 30 000 ПВЗ, из них 15 000 — партнерские. Там работает от 30 000 до 60 000 сотрудников», — оценивает Кременсков.

     

    Вторая новация, возмутившая партнеров, — отключение с 14 сентября мотивации менеджерам за приемку товара на ПВЗ. «На прием товаров отводилось определенное время, если не успел — штраф, если успел — поощрение. Теперь же штрафы неуспевающих ПВЗ суммируют и делят как поощрение на успевающих. По цифрам получается, что раньше за хорошую работу была премия 5000 рублей, а теперь максимум 200 рублей. Вот такая разница», — объясняет один из собеседников Forbes среди владельцев ПВЗ.

     

    Свои претензии были и у продавцов. «Принимают товар на склады без акта приемки! А там теряется дорогой дефицитный товар (от 20 000 рублей и выше). Но из-за отсутствия акта невозможно урегулировать, найти и компенсировать этот товар, привлекая правоохранительные органы. Стоимость логистики поднялась в семь раз! С апреля по сентябрь в одностороннем порядке оферта менялась уже 12 раз!» — сетует крупный продавец оргтехники. Продавцы жалуются на штрафы за ошибки складов (неверные вложения) без каких бы то ни было доказательств, подмены товаров покупателями, плохую работу служб поддержки маркетплейса, небрежное хранение вещей на складах и антисанитарию. «Вещи могут прийти со склада маркетплейса к покупателям обгрызанные мышами, чем-то облитые, а виноваты не работники складов Wildberries, а поставщики», — вторит крупный продавец обуви. Недавно очередная информация о том, что клиенту компании в один из ПВЗ Санкт-Петербурга пришли сапоги с мышами, появилась в одном из Telegram-каналов. Как утверждают сотрудники пункта выдачи заказов, посылка поступила им из сортировочного центра маркетплейса в Шушарах. Представитель Wildberries информацию опроверг: «Это очередной фейк из Telegram-каналов. На складах компании нет мышей и быть не может».

     

    Что говорит Wildberries

     

    «Провели встречу с группой владельцев партнерских ПВЗ — всего 20 человек — и 15 продавцов, — сообщили в пресс-службе Wilderries по итогам дискуссий с партнерами 20 сентября. — Обсудили их предложения по условиям сотрудничества, в том числе новую программу вознаграждения, которая тестируется компанией с мая. Она еще не введена и будет представлена в ближайшее время, после тестирования и получения обратной связи от партнеров. Прямо сейчас совместно с нашими партнерами мы создаем обновленную систему тарификации вознаграждения, которая будет отвечать гибкости и основываться на критериях региональной специфики, выручки ПВЗ и его площади». 

     

    Изменение тарифной политики, которое планирует внедрить Wildberries, в компании объясняют постепенным снижением объема дотаций в сторону партнерских ПВЗ. «Wildberries с 2020 года дотировала партнерские ПВЗ, рентабельность которых значительно выше собственных ПВЗ онлайн-платформы. Постепенно компания планирует снижать объем этих субсидий по мере роста их доходов. При этом Wildberries продолжит поддерживать партнеров-новичков с небольшим оборотом, а также в «дефицитных» локациях», — говорят в пресс-службе. Итогом тестового проекта, по информации Wildberries, стало то, что после изменения тарифных планов доходы 60% партнеров Wildberries остались на прежнем уровне, у остальных — увеличились или снизились в зависимости от индивидуальных характеристик пунктов выдачи. Наиболее существенно свои доходы смогли нарастить владельцы точек выдачи из Алтайского, Красноярского и Краснодарского краев, а также Башкирии и Иркутской области, а также владельцы крупных объектов площадью 175–243 кв. м. В пресс-службе также отметили, что за календарный год открылось 4400 партнерских самовывозов — практически треть от их общего количества. Какое количество ПВЗ за это время закрылось, не уточняется.

     

    Источник: Forbes, Татьяна Романова


     Поделиться


    Обратная связь


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта, анализа трафика и персонализации. Используя наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.